РАЗДЕЛЫ:         
 

ИГРЫ С ЗАКОНОМ


ИГРЫ С ЗАКОНОМ

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ИГОРНОГО БИЗНЕСА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект Закона Краснодарского края

"О требованиях к деятельности субъектов игорного бизнеса

на территории Краснодарского края"

По содержанию настоящего заключения, проект Закона Краснодарского края "О требованиях к деятельности субъектов игорного бизнеса на территории Краснодарского края" (далее "Законопроект") противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в частности: ст. 8, 34, 71, 72, 74 Конституции РФ; ст. 1,3 Гражданского кодекса РФ; ст. 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; ст. 1, 3, 6, 8, 12, 23, 364 Налогового кодекса РФ; ст. 3, 5, 7, 17 ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 1, 3, 5 ФЗ РФ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В Статьей 2 Законопроекта устанавливается новое определение понятия "игровой автомат", которое не соответствует понятию, установленному в статье 364 Налогового кодекса, вводится новое понятие игрового комплекса. Также указанной статьей игровое место устанавливается как отдельный объект налогообложения, подлежащий регистрации. Следует отметить, что игровое место как объект налогообложения статьей 366 Налогового кодекса РФ не признано (Постановление Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 13 июля 2004 г. по делу N А68-АП-427/10-03, Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского Округа от 28.07.2004 по делу № Ф09-2533/04-АК). Таким образом, содержание ст. 2 Законопроекта прямо противоречит ст. 3, 6, 8, 12, 23, 364, 366 Налогового кодекса РФ.

Статьи 71 и 75 Конституции РФ устанавливают, что система налогов и общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом. Статья 3 Налогового кодекса РФ предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные в нем, либо установленные в ином порядке, чем это определено в настоящем Кодексе. Согласно ст. 6 Налогового кодекса РФ содержание данного Законопроекта не соответствует Налоговому кодексу РФ, так как в нем изменяется "содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе". Также не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, либо ограничивающих или создающих препятствия для занятия не запрещенной законом экономической деятельностью физических лиц и организаций.

Кроме того, поскольку понятие игрового автомата уже нашло свое отражение в ст. 364 Налогового кодекса РФ, то новое определение указанного понятия в данном Законопроекте в случае его принятия повлечет конкуренцию и коллизию указанных норм для налогоплательщиков.

Статьями 3, 4, 5 Законопроекта фактически регулируются вопросы лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, что относится исключительно к компетенции ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", тем более что в указанных статьях речь идет о дополнительных ограничениях в данной сфере предпринимательской деятельности, путем установления ничем не обоснованных требований к игорным заведениям. В Пояснительной записке к Законопроекту, подписанной Заместителем председателя комитета ЗС Краснодарского края по финансово-бюджетной и экономической политике Перепелицыной С.А., прямо говорится о цели Законопроекта, "которым предлагается к уже установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. № 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" требованиям ввести дополнительные требования как к размещению, так и к самой деятельности игорных заведений".

В соответствии со статьей 4 ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование — это один из рычагов государственного регулирования экономики, позволяющих контролировать предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов всех форм собственности, обеспечивая защиту прав граждан, интересов государства и общества. Из содержания ст. 4 ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует невозможность осуществления государственного регулирования выделенных в законе видов деятельности иными методами, кроме как лицензированием. По смыслу данной статьи если защиту прав, законных интересов, здоровье граждан, оборону и безопасность государства, культурное наследие народов РФ можно обеспечить иными государственно-правовыми методами, нежели лицензированием, то потребность в лицензировании отпадает.

В статье 74 Конституции РФ содержится запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства, единого рынка. Конституция РФ в статье 71 относит установление правовых основ единого рынка к ведению Российской Федерации, поскольку без обеспечения приоритетного, прямого действия законов на территории всего государства свобода экономической деятельности не может быть реализована. Таким образом, осуществление лицензирования игорного бизнеса в соответствии с ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" призвано обеспечить единство экономического пространства на всей территории Российской Федерации.

В связи с тем, что основным принципом осуществления лицензирования, закрепленным в статье 3 ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, утверждение положения о лицензировании конкретного вида деятельности, в соответствии со статьей 5 указанного выше Закона и на основании полномочий, предоставленных статьей 14 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002г. №525 утверждено "Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений", которое содержит исчерпывающий перечень лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений. Лицензируемый вид деятельности вправе осуществлять лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности, при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, содержащихся в положении о лицензировании конкретных видов деятельности.

Необходимо отметить, что предоставление лицензии на деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений означает по сути, что лицо не может быть ограничено или ему не может быть запрещено осуществление данного вида деятельности, на который получена лицензия иначе как путем приостановления действия лицензии или ее аннулирования. Настоящее утверждение следует из того, что поскольку наличие права заниматься лицензируемым видом деятельности подтверждает лицензия, то отсутствие такого права после предоставления лицензии и до истечения срока ее действия — только приостановление лицензирующим органом действия лицензии или ее аннулирование. Настоящая позиция подтверждена ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11 января 2002 г. N А74-2686/01-К1-Ф02-3351/01-С2.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. "е" и "ж" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического развития Российской Федерации, установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации, а административное законодательство, в соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В случае принятия Закона Краснодарского края "О требованиях к деятельности субъектов игорного бизнеса на территории Краснодарского края" по предмету ведения, относящемуся к компетенции Правительства РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации будут нарушены положения статей 71,72 Конституции РФ, статей 1, 3, 5 ФЗ РФ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В статье 5 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дан перечень полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Как установление дополнительных требований к лицензированию деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, так и правовое регулирование предпринимательской деятельности к полномочиям           законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации данной статьей не отнесено. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон".

Необходимо отметить, что статьями 4 и 5 Законопроекта нарушаются требования статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.

Неправомерным является и положение пункта 3 статьи 5 Законопроекта, ограничивающее возраст участников азартных игр и пари — восемнадцатью годами. Данное положение противоречит ч. 2 ст. 21 и ст. 26 Гражданского кодекса РФ. В данном случае запрет на посещение игорных заведений лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, может быть введен исключительно федеральным законом.

Таким образом, наличие в данном Законопроекте большого количества противоречий и "проникновений" в компетенцию иных отраслей российского права позволяет признать его не соответствующим требованиям, предъявляемым к данному роду нормативных актов.

В связи с этим, Законопроект нуждается в серьезной доработке с целью приведения его содержания в соответствие с требованиями Конституции РФ и действующего российского законодательства. В целом предъявляемые Законопроектом требования ущемляют конституционные права граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, гарантированные п. 1 ст. 34 Конституции, ст. 1 ГК РФ.

Настоящее заключение по проекту Закона Краснодарского края "О требованиях к деятельности субъектов игорного бизнеса на территории Краснодарского края" составлено 5 апреля 2005 года.

Оганезов Н.Р.

Директор Региональной ассоциации

деятелей игорного бизнеса по Южному

федеральному округу

ИГОРНЫЙ БИЗНЕС 5/2005

 
Компания |  Продукция |  Цены |  Сервис |  Партнерам |  Контакты
Игры и игровые платы для игровых автоматов |  Игровая система Джекпот |  Система OBSERVER+ |  Системы видеонаблюдения |  Табло "Бегущая строка" |  Разработка игр |  Обои для рабочего стола

   тел. +7(4872) 35-13-40   E-mail:

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru    ©2005-20013 SolGames
Разработка сайта SolWeb